21 декабря состоялось второе заседание экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Обсуждались существующие проблемы и пути их решения касательно контрафактной продукции в разных секторах экономики. Было отмечено, что по экспертным оценкам около 20-22% экономики страны находится в тени и исправление этой ситуации благополучно отразится на экономическом климате и может существенно поднять ВВП.
Президент РПМС Сергей Столбов выступил на заседании на тему легализации пушно-меховых товаров.
Итоги первого года действия проекта маркировки меховых изделий подтверждает целесообразность и своевременность принятия решения о её проведении на территории Евразийского экономического союза. За 15 месяцев реализации проекта: в системе зарегистрировано более 10 тысяч участников рынка (превышение первоначального прогноза в 3 раза), продано более 1 500 тысяч единиц товара на сумму 85 млрд. руб. (рост оборота более чем в 10 раз по сравнению с ранее приводимыми статистическими данными за 2015 год).
В разы увеличились объемы декларируемых товаров, завозимых по импорту. По состоянию на декабрь специалистами Роспотребнадзора в 60 субъектах РФ после проверок снято с продажи (арестовано) более 10 тыс. единиц изделий верхней одежды из натурального меха, находившихся в обороте с нарушением обязательных требований к маркировке на сумму более 500 млн. рублей. Материалы переданы в суд для принятия решения о конфискации.
Что не удалось сделать и требует решения:
- Проект не действует на всей территории Евразийского экономического союза, что создает условия для контрабандных и серых поставок товара из Китая через Казахстан и Киргизию.
- Рынок меховых изделий в РФ и импортеры приспособились к условиям маркировки и научились обходить их требования. В «тени» осталось около 50 % недобросовестных продавцов меховых товаров и процесс дальнейшего сокращения представителей этой категории затормозился. В основном это предприятия, работающих в зоне оптово-розничных торговых центров, а также в местах проведения выездных краткосрочных выставок-ярмарок.
- В проекте маркировка меховых изделий отсутствует финальная часть – что делать с конфискованным товаром. Не принятие конкретных действий в этом направлении снижает эффективность контролирующих органов, расслабляет недобросовестных участников рынка. Возникает такая «черная» дыра через которую утекают все усилия организаций, занятых в реализации проекта и способность Государства начатое доводить до логического завершения.
- На сегодняшний день не определены и не введены критерии распределения участников рынка на производителей и импортеров, что позволяет более 70 % импортного товара маркировать КИЗами (сделано в РФ) и уходить от уплаты таможенных платежей.
РПМС и АКОРТ по просьбе пушно-мехового сообщества подготовили предложения к плану работы экспертного совета при Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, где содержится перечень мер, принятие которых позволит устранить отмеченные выше барьеры по дальнейшему продвижению маркировки меховых изделий.